Такая проблема, как оказалось, не только в Лебедяни.
Учет и расчет
Еще раз о небалансах. Прокуратура дает разъяснения.
22.04.2009 "Липецкая газета". Владимир ПЕТРОВ
"Новый порядок оплаты услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве Липецка, который власти областного центра намерены ввести уже в мае, вызвал немало кривотолков и домыслов.
Во вчерашнем номере «Липецкая газета» представила официальную точку зрения на эту проблему, опубликовав отчет о брифинге руководителей городского департамента ЖКХ (см. материал «Небалансы поют романсы»). Сегодня тему продолжает комментарий, полученный редакцией из пресс-службы областной прокуратуры.
Но вначале несколько слов о сути «больного вопроса». Из множества сложностей этой непростой отрасли можно выделить две наиболее серьезные — перекрестное субсидирование и так называемые небалансы. Поясним: перекрестное субсидирование заключается в перераспределении платежной нагрузки одной группы потребителей электроэнергии на другую (с советских времен и до последнего времени часть платежей населения перекладывали на промышленные предприятия); небаланс же возникает в результате несоответствия объема отпущенных потребителю услуг (горячей воды, тепла, электроэнергии и так далее) и размера платежей за них — из-за потерь, несовершенства учета и других причин. Эти вопросы рано или поздно должны быть приведены в соответствие с нормами закона.
Правила предоставления коммунальных услуг, как уже сообщала «Липецкая газета», были определены правительственным постановлением № 307 от мая 2006 года, но городские власти только сегодня приступают к реализации этого документа. В чем его суть? Как нам пояснили в пресс-службе прокуратуры Липецкой области, «согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Данными Правилами определены порядок и формулы расчета размера платы за коммунальные услуги при оборудовании многоквартирных жилых домов индивидуальными и общедомовыми приборами учета электроэнергии, а также при их отсутствии.
При этом следует отметить, что в соответствии с вышеупомянутыми нормативными актами жильцы многоквартирных домов — потребители коммунальных услуг — обязаны оплачивать не только объем электроэнергии, поставленный каждому из них в жилое помещение, но и нести расходы на работу оборудования, входящего в состав общего имущества (лифты, запирающие устройства, приборы для освещения мест общего пользования и т.д.). В том случае, если гражданин платит за электричество не по показаниям индивидуального счетчика, а по утвержденному органами власти нормативу потребления, в данный норматив уже включены расходы электрической энергии на работу оборудования, входящего в состав общего имущества. Если же жилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета и в доме установлен также общедомовой счетчик, плата за электричество потребителю должна начисляться по формуле, установленной постановлением Правительства РФ № 307, в которой учитываются как показания индивидуального счетчика (т.е. объем электричества, потребленный внутри квартиры), так и количество электроэнергии, зафиксированное общедомовым прибором учета.
В течение 2007—2009 гг. в органы прокуратуры области поступали многочисленные жалобы граждан, имеющих индивидуальные приборы учета, о начислении им платы за электричество не только по показаниям квартирных счетчиков, но и отдельно «за места общего пользования» — по 14 кВт/ч с человека (либо по 7 кВт/ч с человека при отсутствии в доме лифтового оборудования). В ходе проверок было установлено, что, несмотря на наличие у потребителей индивидуальных счетчиков, а также оборудование домов коллективными приборами учета, управляющими компаниями города и МУП «Регистрационно-вычислительный центр» не применялись определенные указанным постановлением Правительства РФ формулы расчета платы за электроснабжение. Показания общедомовых счетчиков не учитывались. Величины 7 кВт/ч и 14 кВт/ч использовались ими на основании распоряжения председателя департамента ЖКХ города Липецка.
В связи с выявленными нарушениями прокурорами районов города Липецка были внесены представления в управляющие организации с требованием устранить нарушения федерального законодательства.
Вопрос об увеличении размера платы за электроэнергию в актах реагирования не ставился.
Кроме того, в июле 2008 г. прокуратурой области было внесено представление главе города Липецка с требованием отменить указанное выше распоряжение председателя департамента ЖКХ в связи с тем, что, несмотря на рекомендательный характер данного правового акта, управляющими компаниями города оно было принято к неукоснительному исполнению.
В то же время органы местного самоуправления не обладают полномочиями в сфере регулирования тарифов и нормативов на услуги по электроснабжению. Однако распоряжение отменено не было. Другие акты реагирования, в том числе содержащие требования об изменении тарифов на электроэнергию, прокуратурой области не вносились.
Принимая во внимание нарушения действующего законодательства со стороны управляющих организаций при начислении платы за электроснабжение, виновные лица были привлечены управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по итогам проведенных проверочных мероприятий к административной ответственности за несоблюдение Федерального закона «О защите конкуренции».
Следует отметить, что какие-либо расчеты, обосновывающие предположения администрации г. Липецка о росте платы за электричество на 30-70 процентов, о чем указывалось в отдельных СМИ, в прокуратуру области не представлялись.
Установленные постановлением Правительства РФ № 307 способы расчета платы за коммунальные услуги являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации независимо от их целесообразности. В свою очередь эффективность применения этих расчетов покажет практика их использования управляющими организациями уже в ближайшее время».
Наша справка
Оснащенность Липецка общедомовыми счетчиками электроэнергии на сегодня составляет 99 процентов, а квартир — 60 процентов.
Сумма небаланса, погашенного в 2008 году из бюджета города только по городским управляющим компаниям, — 153 млн. рублей".