Ах, Охотник! Опередил!
Присоединяюсь к поздравлениям! Всех православных с праздником!
Обращаю внимание также на разницу между влюблённостью (День СВ) и любовью и верностью.
"8 июля Русская Православная Церковь вспоминает святых Петра и Февронию, мужа и жену, которые являются образцом христианского супружества, ибо своими молитвами низводят Небесное благословение на вступающих в брак. Сегодня, когда семьи все чаще распадаются, не начав как следует жить, когда буксует демография и страдают дети, вспомнить благочестивых супругов просто необходимо.
Эта история могла бы стать темой настоящего романа - с лирической канвой, драматическим сюжетом, пасторальными картинами, ристалищем, погонями, эпическим размахом и любовной - в качестве стержня - линией. А еще это история из жизни наших далеких предков, которые мало чем в сущности отличались от нас, сегодняшних, только помыслы и поступки их были несравненно чище...
Оказывается, и на заре христианской эры люди влюблялись, любили и страдали за свою любовь.
Начиналась та история по-житейски просто. Шел 1203 год. Жил на древней Руси князь Петр, сын Муромского князя Юрия Владимировича. И все было как у всех в этом княжестве в то время: верная дружина, немного войн с соседями, а в обычное время - охота, хлебопашество да бортничество. Все вроде было хорошо, да вот заболел юный Петр проказой, от которой никто не мог его излечить. Лекари приезжали к князю один за другим, травами, медом да снадобьями лечили - все бестолку. Отчаялся князь, да было ему во сне видение. Открылось, что исцелить его может дочь пчеловода дева Феврония, крестьянка деревни с чудным названием Ласковая, что в Рязанской земле. И послал князь в ту деревню своих людей. Как именно произошла первая встреча Петра и Февронии, мы не знаем. В житии святых, исключающем какую-либо лирику, об этом сказано скупо: «Когда князь увидел Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж».
Но беззаботной счастливой жизни у молодых супругов не получилось. Напротив, их любовь ждали серьезные испытания. Сказались сословные предрассудки. Бояре не приняли простую крестьянку, не захотели именовать ее княгиней и потребовали от Петра отправить ее домой. Но князь любил, и этим все объясняется. Он не подчинился воле бояр, и те сумели изгнать князя. Молодые супруги на лодке отплыли по Оке из родного города. Но вскоре, как повествует житие, город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с молодой женой. Вот, собственно, и все. Если опустить испытания, которые пришлось пережить влюбленным.
Супруги прославились благочестием и милосердием. Удивительным был Промысел Божий: Господь попустил скончаться им в один день и час. Это случилось 25 июня 1228 года. Перед смертью они приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
История христианства полна примеров истинной добродетельной любви и искренней жертвенности любящей женщины. Еще задолго до знаменитого некрасовского «Есть женщины в русских селеньях...» о ней - жене, матери, сестре, берегине - стали слагать песни, ее чтили, ей поклонялись на Руси. На крещеной Руси. Именно христианство изменило языческое пренебрежительное отношение к женщине, возвысило ее роль и значение в обществе, поставило ее в религиозно-нравственном смысле на одну ступеньку с мужчиной. Тому есть объяснение - ведь первой христианкой была киевская великая княгиня Ольга. Простая девушка из бедной семьи, подрабатывавшая перевозом на реке, приглянулась молодому князю Игорю и стала женой одного из первых Рюриковичей. О ее любви к мужу, верности ему написаны книги, но главный след в истории Ольга оставила именно своим выбором веры. За то она и стала первой русской святой.
Затем были канонизированы и другие женщины-святые - все княжеского происхождения. Причем большинство из них имели мужьями или отцами тоже князей, причисленных после смерти к лику святых. Это Анна Кашинская, жена святого князя Михаила Ярославича Тверского, скончавшаяся в монастыре, Ефросинья Суздальская, дочь святого князя Михаила Черниговского, Евдокия Московская - жена святого князя Дмитрия Донского. И подвиг их благоверных всегда имел отсвет женской любви, согревавшей, дававшей силы.
Святость русской женщины создавала среду благочестия и чистоты, которая укрепляла семью, помогала воспитывать детей, поддерживать мир и порядок в доме. Образы женщин-матерей проходят через всю русскую и церковную историю. Лучшим подтверждением этого является то обстоятельство, что Русская Православная Церковь прославила 17 святых женских имен.
Удивительной была судьба блаженной Ксении Петербургской. Она рано потеряла горячо любимого мужа - полковника Андрея Федоровича Петрова и приняла на себя крест юродства, молельницы за весь грешный мир. Она раздала все свое имущество бедным, ушла из дома в одежде, которую носил ее любимый, и под именем Андрея Федоровича стала творить добро, бескорыстно помогать людям. Было ей в ту пору всего двадцать шесть лет от роду.
Уже потом будет подвиг декабристок, сознательно избравших вслед за мужьями каторгу, нищету и лишения. А потом вместе с Кларой Цеткин мы придумаем 8 марта, но, поняв ущербность единственного в году дня мужского подаяния и выпендрежа, истосковавшись по любви, возьмем напрокат чужой - День Святого Валентина. И только наши бабушки в беленьких платочках будут привычно обрывать листки православного календаря, именуемого «численником», и молиться 8 июля за святых Петра и Февронию.
В Год семьи, который объявлен в России, говорить нужно не только о демографии и беспризорниках, но и о любви. И прежде всего - о любви супругов! Только от такой любви может выправиться всякая демографическая кривая и прорасти зрелым колосом любая национальная идея. А святые Петр и Феврония нам в этом помогут.
Р. S. Объявить 8 июля Днем памяти покровителей супружеской любви святых Петра и Февронии - общероссийским праздником предложили еще несколько лет назад студенты из Мурома. Нынешней весной Совет Федерации поддержал эту идею.
День семьи, любви и верности пока не имеет статус государственного, но вызывает большой интерес у общественности и является общегражданским".
Подвиг любви. А. Косякин. Липецкая газета. 8 июля 2008.