Редактор » Пт дек 12, 2008 11:57
Как написать текст, который хотелось бы читать?
Татьяна Мужицкая - психолог и бизнес-тренер, Ирина Белашева - журналист. Их сотрудничество на страницах журнала «Эгоист Generation» со временем привело к. созданию серии книг по практической психологии: «Маленькие секреты большого счатья», «Божий дар согласно штатному расписанию», «Быть правым иди быть эффективным». Все три выходят в издательстве «Время».
1 Увлекательный текст - сенсорный текст. Что это значит? Тексты делятся на сенсорные и дигитальные. Об одном и том же можно сказать по-разному. «Нарастание топливных ресурсов по мере продвижения вглубь лесного массива» - это дигитальный подход, «чем дальше в лес, тем больше дров» - сенсорный. То есть тот текст, в котором описываются ощущения, цвета, звуки. Вы читаете про ароматный, сладкий апельсин, который лежал на тарелочке с голубой каемочкой, и у вас автоматически начинает выделяться слюна. Или, наоборот, подробное перечисление симптомов - сухость во рту, ломота в висках - может вызвать головную боль. Так же детально можно описать возбуждение в любовных романах.
2 В НЛП есть понятие ассоциации и диссоциации. Диссоциация - это описание от третьего лица, ассоциация - от первого. Читать написанное от первого лица гораздо увлекательнее. Человек автоматически залезает в шкуру рассказчика, отождествляет себя с персонажем, начинает «примерять» к себе обстоятельства.
3. Как говорила Алиса в стране чудес: «Книжка без картинок или хотя бы без разговоров - книжка неинтересная». Должны быть разговоры! Не просто «они поговорили об этом», а диалоги, которые люди, воспринимающие
информацию на слух, могли бы даже про себя проговорить.
4 Но и это еще не все! Для того, чтобы воздействие осуществилось, нужно не просто повествование в реальном времени, а игра с прошлым, настоящим и будущим. Мы начинаем с середины, потом ударяемся в воспоминания или излагаем предысторию, потом вдруг отправляемся прямиком в будущее, допустим, рассказываем, о чем мечтает герой. Такая игра с временами очень сильно завораживает.
5. Стоит обратить внимание на логические уровни.
Уровень окружения - предметы, обстановка, пейзаж, статисты.
Уровень действий - кто что делает. Причем подробно, а не как в пьесе. Не просто героиня «сидела и думала», а «сидела, ковыряла в носу, смотрела в окно и думала».
Уровень способностей - герой в какой-то момент должен понимать, что он что-то может. А вот другое - не может.
Уровень убеждений и ценностей. С убеждениями и ценностями героя что-то должно все время происходить: он перестает верить в то, что раньше верил, разочаровался в одном, но вдруг осознал другое. Например, считал всю жизнь, что женщины - дуры, а понял, что есть и умные. Еще должен быть затронут уровень самоидентификации: кто я в этом мире? Кто я по отношению к ситуации? Еще может быть уровень миссии. Ради чего я все это делаю? И неважно, будет ли этот уровень затронут одной фразой, целой главой или этой теме отведено полкниги. Но если все уровни присутствуют в полном наборе, это завораживает так, что невозможно оторваться.
6 В увлекательной книге должны быть внутренние якоря. То есть, вечные темы, которые цепляют людей. Условно «секс, конфликт и алкоголь». То, что у человека автоматически вызывает ассоциацию: а как у меня было? Анекдоты, байки.
7. По идее, весь художественный текст) должен быть одной большой метафорой. Но с другой стороны, очень полезно включать их в текст сами по себе? С одной стороны, они очень сенсорны, образы легко увидеть или представить. А с другой стороны, они простыми словами объясняют сложные явления.
8. И, наконец, очень увлекательно, когда есть или узнаваемая реальность - с названиями улиц, настоящие ми именами известных лиц - в которой действуют странные персонажи, или же, наоборот, описывается максимально оторванная от действительности фантасмагорическая или сказочная обстановка, но со знакомой и банально психологической реальностью.
ЧТО ЧИТАТЬ. Сентябрь 2008.
"Не в силе Бог, а в правде" (князь Александр Невский)