ЖИЗНЬ КАК ПЕНИЕ, или кое-что о вокале от Романа Богословского.
Вопреки различным мнениям пение – это довольно сложное и многогранное явление. У каждого певца своя стилистика, свой тембр голоса, свой диапазон. За обывательским вердиктом «плохо поет», часто кроется не претензия к исполнителю, а неприятие какого-то определенного стиля в музыке, в подаче, в манере певца доносить материал до слушателя. Надо сказать, не каждый певец и сам в состоянии четко определить, почему он поет так, а не иначе. К примеру, если задать такой вопрос великому Паваротти, тот ответит: «Так меня учили», а если задать его Курту Кобейну, мы услышали бы: «А не пойти бы вам?..»
О превратностях певческой судьбы мы поговорим с Романом Богословским, победителем конкурса Бари Алибасова «Путевка в жизнь» (1999 год.), с обладателем двух премий «за лучший мужской вокал» фестиваля «Безформат» (2009 и 2010 год).
Роман, привет. Ты поешь разнонаправленную музыку. Это, если не ошибаюсь, участие в мюзикле «Галилей» Антона Холопова, постоянное пение в ресторанах, пение в рок-группе «Ближнее небо». Расскажи, как это возможно? Не влияет ли такое смешение стилей негативно на твой певческий аппарат, на постановку голоса?
Привет! Все дело в перевоплощении. Конечно, если одинаково петь в церкви, в мюзикле и в ресторане, то уже через пару лет можно будет сгодиться для солирования лишь в собственной ванной! Как ни странно, но важно перевоплощаться именно внутренне, а не только аппаратом, связками. Необходимо учитывать множество факторов. Для чего ты поешь, для кого ты в данный момент поешь. Исходя из этого, ты и понимаешь, как нужно петь. Мое мнение таково, что напрасны все рассуждения насчет народной, академической, эстрадной постановки вокала. Пусть сейчас многие преподаватели пения и улыбнуться, но я уверен, что можно быть универсалом в этом отношении. Так что мой ответ – нет, не влияет, если в голове певец четко понимает, когда он поет шансон, когда металл, а когда «Ой, мороз, мороз».
Расскажи, что все-таки сложнее: исполнять рок, партии в мюзикле, петь в ресторане?
Все это одинаково сложно. Исполнение рок-музыки чисто в вокальном плане, в принципе, схоже с мюзиклом, но различия есть. К примеру, в роке необходимо передать через голос напор, энергию, нужно целиком сливаться с гитарами и барабанами в едином ритмичном потоке. Самое сложное в исполнении рок-музыки – это удержать зал в напряжении, во внимании, необходимо сделать так, чтобы слушатель ни на минуту не отвлекся.
В мюзикле очень важно театрализованное действие, передаваемое голосом. Т. е. тут ты не просто певец-вокалист, который правильно исполняет партию, берет нужные ноты, тут ты еще и актер, пусть и играешь ты только голосом. А это, кстати, очень кропотливая работа. Выверяется малейший штрих, каждая деталь, любое окончание – все под чутким руководством композитора репетируется огромное количество раз, а потом уже записывается.
А как с ресторанами? Наверное, не очень любишь петь этот «непредсказуемый репертуар»?
Напротив! Ресторанное пение очень дисциплинирует и организует, собирает все способности певца, так сказать, в кучу. Представь, ты никогда не знаешь, какая песня будет следующей. Т. е. после исполнения композиции Александра Градского, далее может идти Гарик Кричевский, Крис Кельми или группа «Depeche mode». Настоящий профессиональный вокалист просто не имеет права петь столь разный репертуар одинаково. Но и «косить» под конкретного исполнителя не должен - публика этого очень не любит, всегда замечает, хотя и не всегда говорит. Вот и получается: «пойди туда, не знаю, куда…». Но, тем не менее, со временем, если ты отдаешься процессу как положено, до конца, золотая середина находится. Хотя, в Липецке существует масса ресторанных певцов, которые выбирают репертуар «под себя». Мне такой подход не близок. Нужно выбирать репертуар под клиента. Но это только мое мнение.
Роман, кроме вокального образования, которое ты получил в педагогическом колледже Лебедяни, ты еще где-то учился пению?
Да. Я учился по записям Александра Монина, Валерия Кипелова, Александра Градского. Поверьте, это самое лучшее в мире обучение. И, кстати, что интересно, петь именно рок-репертуар мне помогло двухгодичное пение в Ново-Казанском соборе г. Лебедяни. Для рок-вокалиста очень важно уметь брать высокие ноты. Там я этому научился в полной мере. Так что, церковь и рок не так уж и далеки друг от друга! Последний год я занимаюсь вокалом по системе Сета Риггса. Это легендарный преподаватель, который обучал многих звезд западного шоу-бизнеса. Он выпустил аудио-школу, которая состоит из тридцати упражнений. Это лучшее, что мне удалось видеть (и слышать) по части вокальных школ. Причем, школа именно универсальна. Что бы ты ни пел, если правильно и с усердием заниматься по Риггсу – все будешь петь профессионально.
Чем еще занимаешься сейчас кроме пения и музыки?
Я пишу прозу. Очень серьезно сейчас этим занимаюсь. Уже достигнуты договоренности с издателями литературного журнала «Петровский мост» о размещении некоторых моих произведений.
Роман, большое спасибо!