Владимир Сорокин "Метель"

Модератор: Модераторы

Владимир Сорокин "Метель"

Сообщение New Writer » Пт май 21, 2010 10:50

www.chas-daily.com

Новая книга Владимира Сорокина «Метель» оформлена необычайно красиво. На обложке - зимний русский бор, древние ели, буквально погребенные под снегом. Так что сразу ясно: это повесть о России, русской зиме, русском народе и русской судьбе. Смущает только сверкающая пирамидка, торчащая из снега. Как она появилась на этом пейзаже? Откуда?

Начинается повесть (а это именно повесть, как, собственно, и у Пушкина) классически. Зима, Россия. Сельский врач Платон Ильич Гарин ругается на почтовой станции со смотрителем. Доктору срочно надо ехать в деревню Долгое, где вспыхнула эпидемия чернухи. Он везет вакцину, там люди умирают, а лошадей «нет-с».

И вот доктора все-таки везут в Долгое по зимней русской дороге. Везет возница Перхуша, на самокате (я чуть позже расскажу, каким образом). Погода тем временем портится, начинается метель. Конечно, у мало-мальски литературно образованного читателя в голове автоматически начинает прокручиваться лента ассоциаций - от пушкинских «Метели» и «Капитанской дочки» до «Записок врача» Булгакова. Как бы ясно, что автор тут же, с первых же страниц, начинает с читателем занятную постмодернистскую игру.

Однако очень, очень рекомендуется прочитать эту книгу глазами неискушенного в литературных играх читателя! Ибо искушенный будет только вылавливать отсылки: «А, вот Чехов, о, а это из Толстого!», рискуя за этой игрой потерять идею произведения. А она просто замечательна! Можно сказать уверенно: Сорокин создал пронзительнейшую вещь о Русском Человеке, о его теле - народе, и голове - интеллигенции. О роли интеллигенции. О судьбе народа. О жизни и смерти.

Конечно, сейчас не времена Пушкина и даже не Булгакова, и просто написать историю о том, как Перхуша везет «дохтура» в Долгое, совершенно невозможно. Поэтому зимняя дорога, стилистически начинающаяся эдак в конце XIX - начале XX века якобы в дореволюционной России, ведет у Сорокина прямиком в будущее. Происходит это исподволь. Начинают всплывать некие любопытные факты. Вначале выясняется, что самокат, на котором едет классическая литературная пара, тянет целый табун «малых» лошадей. Не пони, нет! Это куда меньше лошадки. Размером с куропатку.

Замечательно! Конечно, тут можно было бы заметить, что Сорокин поиздевался над идеей всеобщей «нанофикации» России. Думается, однако, что это более глубинный русский архетип, идущий еще от лесковского Левши, который блоху подковал (у Перхуши в конюшне стоит чашка, полная маленьких, с копейку, подков). Вспомним также и миниатюрные экземпляры Конституции СССР, или чего там еще? В общем, это очень давняя русская традиция - нано. Вот вы, например, знаете, что в современной России, еще до появления этого самого термина «нано», уже производили самые маленькие в мире диктофоны? Это факт. Не знали? То-то же!

Не успевает ошеломленный читатель отойти от мини-лошадей, как самокат с доктором Гариным напарывается лыжей на укрытую снегом пирамидку. Такие вот блестящие, очень твердые пирамидки лежат в зимнем русском лесу. Приходится заехать на ремонт на мельницу, где Гарина, Перхушу (и читателя) встречает... нано-мельник! Повесть, конечно, серьезна и даже грустна. Но местами почему-то хохочешь до колик. Ну, это, наверное, так заведено - в России же дело происходит...

Постепенно приходит понимание, что на зимнем русском пейзаже расположилась довольно странная Россия, неведомыми силами местами уменьшенная, а местами раздутая (великаны - лошади и люди - тоже присутствуют). Когда же выясняется, что прадед доктора Гарина жил в сталинское время, становится ясно - нано-лошадки завезли-таки читателя в будущее. Это ничуть, впрочем, не удивляет «старорежимного» Гарина: для него странные вещи и люди - голографическое ТВ, живородящий войлок, витаминдеры - быт. А тем временем в Долгом, куда едет-едет, но никак не приедет доктор, свирепствует чернуха.

Россия - страна экстремальная, и по климатическим условиям тоже. А дороги в будущем все те же - плохие. Похоже, что эта беда неискоренима. Зима, метель, овраги и буераки - все это не пускает доктора Гарина выполнить врачебный долг, к чему он так искренне стремится. Самокат ломается и застревает, застревает и ломается... К концу книги от этого повторения начинаешь ощутимо уставать, но, возможно, таков замысел автора: показать сопротивление русских пространств. Наряду с дорогами в повести присутствуют и дураки. На первый взгляд, дурак - это Перхуша. Навроде Селифана из «Мертвых душ». Но по развитию повествования этот глубоко народный тип, нежно любящий своих лошадушек, бессловесно и честно делает свое дело: везет к цели интеллигента Гарина - носатого «дохтура», который ему симпатичен. Чинит самокат, согревает, спасает попутчика.

А что Гарин? В кажущемся бесконечным пути происходят всевозможные метаморфозы души русского интеллигента. Он стремится выполнить долг, он облечен властью («Ты - саботировать?»), он прекраснодушничает, он рефлексирует, он грешит, но не кается, он смел и пугается, в гневе он бьет народ - Перхушу. Наконец, он впадает в отчаяние. Конечно, Сорокин не был бы Сорокиным, если бы в повести не присутствовала сцена употребления героем некого наркотика (это как-то связано с пирамидками, не спрашивайте, как - спойлер). Возникающая у доктора галлюцинация на тему отношений России и Восточной Европы, к слову.

Хорошо бы, кстати, выяснить, не прошедшей ли зимой, в пору больших снегов и свиного гриппа, написана Сорокиным новая повесть? Когда же еще ее и писать, глядя в заиндевевшее окно? Еще думается, что из писателя, при другой его судьбе, вышел бы знатный сельский врач.

Вообще Сорокин, которого пытались привлечь к ответственности за порнографию, обзывали калоедом и уничтожали на площади книги, на другом, постмодернистском, витке новым произведением выходит на орбиту, где вертятся такие небесные тела, как Толстой, Чехов и Пушкин. Или вот лес, пока еще не вырубленный китайцами русский лес, и там пасется такой огромный, выше елей, мамонт. Возможно, розового цвета. Он идет своим путем, в его густой шерсти живут удивительные создания: нано-лошадки и мини-мельники, сверкающие пирамидки и витаминдеры. Мамонт к тому же производит потенциально ценнейший продукт, неукрадаемую валюту - литературный престиж России. Хоть клонировать и размножить это редчайшее существо вряд ли возможно, но и забрасывать каменьями не надо бы...

...А доктор Гарин, конечно, в Долгое не попадет. Замерзающего на дороге, его спасут китайцы, не забыв, впрочем, пошарить в поклаже, ну а Перхуша... «Метель», как уже было сказано, вещь довольно грустная, а концовка - так просто рубец на сердце! Тем не менее повесть написана с большой любовью к русскому народу. Если, конечно, принять книгу Сорокина всерьез.

От себя хочу добавить, что в новом романе Сорокина не используются нецензурные выражения. Кстати, уже можно писать литературоведческую работу с названием "Три метели в русской литературе: от Пушкина через Толстого к Сорокину!" :P
New Writer
Ветеран
 
Сообщения: 945
Зарегистрирован: Вт дек 19, 2006 15:06
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 0

Вернуться в ЛИТЕРАТУРА

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Rambler's Top100