Смерть Ивана Ильича. Моя рецензия

Модератор: Модераторы

Смерть Ивана Ильича. Моя рецензия

Сообщение New Writer » Сб дек 11, 2010 15:17

Я всегда считал, что “Смерть Ивана Ильича», это произведение об отношениях Бога и человека. Ни больше, ни меньше. Высшие силы сделали человека свободным устраивать свою жизнь по собственному усмотрению. В основе своей, собственно, каждый старается жить «прилично и приятно» и, как говорит древняя народная мудрость, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

После просмотра одноименного спектакля, я обогатился еще одним мнением: С. А. Бобровский так хорошо понимает, что творится вокруг, что решил осовременнить это произведение, поскольку материал в его первозданном виде может быть интеллектуально и психологически недоступен современному молодому зрителю. А пройти мимо данного произведения просто невозможно, так как актуальность его находится вне времени, а самой вечности; режиссерская же мысль вывела «Смерть Ивана Ильича», как говорит Бердяев, «из царства свободы в царство необходимости».

Первое, что поразило – это буклет. Абсолютно постмодернистский дизайн, который сразу зацепил. Внутри создался когнитивный диссонанс: «Смерть Ивана Ильича» совершенно не вязалась с таким дизайнерским решением. Такое ощущение, что тебя приглашают не на спектакль по великому Толстому, а на выставку фоторабот Хельмута Ньютона или Энди Урхола.

Второе. Очень сильный эффект, пробирающий до костей, создавался от построения диалогов – говорящий в данный момент актер повествовал о себе в третьем лице – как, в общем-то, это и есть в повести. Все равно, что кино в 3D формате! Великолепная находка режиссера, которая создает «углубленный дискурс», а степень погружения в материал становится такого уровня, что окружающая действительность сжимается в точку, перестает существовать – только сцена, только психологический надлом, надрыв, который неминуемо, медленно, но очень верно все усиливается, не оставляя наивному зрителю ни малейшего шанса на игнорирование проблем, что поставлены в произведении. А в какой-то момент ты начинаешь вдруг понимать, что Иван Ильич – это ты сам. И сидящая рядом дама с золотой цепочкой – тоже он.

Лев Толстой – великий учитель человечества. С. А. Бобровский так хорошо усвоил уроки мастера, что сумел докричаться через спектакль и до молодежи. А это, как мне показалось, было одной из главных целей. Когда я выходил из театра, то случайно услышал такой разговор у дверей:

- Что ты понял, что вынес из сегодняшнего спектакля? – задавал длинноволосый седой мужчина вопрос молодому человеку, вероятно – сыну.

Я опешил, когда услышал ответ:

- Имей память смертную, - сказал юноша словами Антония Великого.

Да. Он все понял совершенно верно! Спектакль «Смерть Ивана Ильича» - это глубочайшее по своей сути прочтение произведения великого классика, которое повествует о том, что, как бы ты ни жил, чем бы в жизни не занимался, какое бы не имел положение в обществе – помни, что придет минута, когда ты останешься один на один с косматой старухой с белыми, страшными глазами. Она не посмотрит на то, богат ты или беден, красив или уродлив. Вся материальная шелуха спадет, а вот останется ли что-то, что ты сможешь предоставить для вечности? Большой вопрос, задаваться которым нужно не в горячке за час до кончины, а сидя в удобном итальянском кресле театра. И вот тогда, может быть, подобно Гоголю мы скажем на смертном одре: «Как сладко умирать!»
New Writer
Ветеран
 
Сообщения: 945
Зарегистрирован: Вт дек 19, 2006 15:06
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Пункты репутации: 0

Вернуться в ЛИТЕРАТУРА

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Rambler's Top100